Социальная помощь от «Шелл»,
защита окружающей среды и другие вопросы читателей
Уважаемые читатели! Благодарим за вопросы в адрес компании «Шелл», с которыми вы звонили в редакцию. Многие из ваших вопросов звучат и во время звонков на всеукраинскую бесплатную телефонную линию «Шелл» (044) 205-00-15, горячая линия работает без выходных с 09:00 до 18:00, звонки со стационарных телефонов в пределах Украины бесплатные). Отвечаем на наиболее частые среди них.
Руслан Коршун: Слышал, что существует 5 принципов работы “Шелл”, но не читал о них. Какие это принципы?
Валентина Гекова, специалист «Шелл» по связям с местной общественностью: - Несколько лет назад международная компания «Шелл» приняла пять операционных принципов безопасной и успешной работы во время разведки и добычи нетрадиционных ресурсов. Эти принципы управляют всеми работами компании. Например, любой сотрудник «Шелл» вправе прекратить свою работу и даже работу всего объекта, если заметит любое несоответствие этим принципам. И будет прав в глазах начальства.
Принцип №1. Безопасность и надежность скважин
Во всех странах, как и в Украине, «Шелл» работает по такому документу, как «Глобальные стандарты скважин», охватывающие весь цикл работ от проектирования до консервации скважины.
Что это такое – на примере двух украинских скважин «Шелл».
Перед началом работ на скважинах Беляевская-400 и Ново-Мечебиловская-100 в Харьковской области (не относятся к Юзовскому проекту) были созданы технические проекты скважин, регламентирующие технические параметры работ в соответствии с украинским законодательством и стандартами «Шелл». Эти проекты, помимо технической части, включают в себя оценку влияния на окружающую среду (например, планы защиты водоносных горизонтов).
Для персонала буровых проводятся регулярные тренинги повышения квалификации и тренинги-симуляции по реагированию в случае чрезвычайных ситуаций.
Принцип №2. Защита и экономия водных ресурсов
Все работы по бурению, оснащению, ремонту и эксплуатации скважин проектируются таким образом, чтобы изолировать питьевые водоносные горизонты. Скважины, где нельзя обеспечить такую изоляцию, компанией не используются.
Принцип №3. Защита воздуха и контроль вредных выбросов в атмосферу
Компания «Шелл» не использует продувание скважин, а выбросы органических соединений минимизируются или, если это возможно, исключаются при помощи соответствующего оборудования.
Принцип №4. Уменьшение влияния на окружающую среду
Все объекты компании «Шелл» проектируются с учетом сохранения комфорта местных жителей.
На скважинах Ново-Мечебиловская-100 и Беляевская-400 «Шелл» построила временные подъездные дороги в обход населенных пунктов, чтобы не мешать местным жителям.
Принцип №5. Сотрудничество с местными общинами в сфере оптимизации возможного социального и экономического влияния своей деятельности
Компания «Шелл» открыто информирует общественность о своей работе, старается нанимать местных жителей и привлекать местный бизнес.
На двух скважинах в Харьковской области более 60% специалистов – украинцы. Строительство буровой площадки было осуществлено местной компанией. Использованы железобетонные плиты, произведенные в той же Харьковской области. Работы по сбору данных сейсморазведки также ведет украинский подрядчик. Идет работа над тем, чтобы обсадные и насосно-компрессорные трубы для скважин производил украинский завод. Не говоря уже о питании, медицинском обслуживании и проживании работников, которые, конечно, обеспечивают местные предприятия.
Лариса Лященко: Город Барвенково – сосед c городом Славянск. Есть ли наметки социальных преобразований у компании “Шелл” в Барвенково и его окрестностях (Харьковская область) в связи с тем, что рядом планируется добыча сланцевого газа?
Валентина Гекова, специалист «Шелл» по связям с местной общественностью: - Барвенковский район входит в границы Юзовского участка, поэтому он попадает в программу социальных инвестиций "Шелл".
В конце декабря 2013 года компания "Шелл" и областные администрации Донецкой и Харьковской областей подписали Меморандум о взаимопонимании по деятельности в сфере социальных инвестиций в соответствии с Соглашением о разделе продукции (СРП) на разведку, разработку и добычу углеводородов на Юзовском участке, расположенном на территории Донецкой и Харьковской областей Украины.
В соответствии с СРП, в рамках Юзовского проекта в 2014 году инвестор профинансирует социальные проекты областного значения в Донецкой и Харьковской областях на сумму по 500 тысяч долларов для каждой области.
Кургуз Ольга: Фрекинг, гидроразрыв. Что это за технология?
Ответ:
В газете «Комсомольская правда в Украине» от 19 апреля 2013 года украинские специалисты очень хорошо и доступно поясняют, что же это за технология. Процитируем эту публикацию.
В Харьковской области нетрадиционный газ залегает на нескольких месторождениях, но проблема в том, что его очень сложно добыть.
- Мы имеем газ плотных песчаников. Пористость этой породы ниже обычной, движение газа затруднено, и потому обычным способом бурения скважин можно добыть газ только в небольших, непромышленных количествах, - говорит директор «УкрНИИгаз» Сергей Кривуля.
Способ, которым можно «достать» глубокие залежи газа – метод гидроразрыва, фрекинга. Именно его планирует применять компания «Шелл». Незнакомое слово «гидроразрыв» вызвало волнение в обществе. Не причинит ли он вред нашей окружающей среде? Попробуем разобраться, что этот метод из себя представляет.
Микротрещины делают уже 60 лет
Плотные песчаники залегают глубоко, под огромным давлением. Газ в них распределяется как в каменной губке, которую невозможно «выжать». Поэтому буровики после того, как добурили до пласта (на глубину 5 км), делают в нем микротрещины, чтобы высвободить газ. В скважину под высоким давлением закачивают воду с песком и определенным химическим реагентом.
Технология эта – фрекинг – отнюдь не нова. Метод был изобретен американскими учеными в 1947 году и с 1952 года уже применялся в Советском Союзе. В Украине гидроразрывы делают на многих газовых месторождениях – в помощь традиционному бурению.
- Представьте, скважина старая. Она отработала определенное количество времени и газ уже с трудом поступает из пласта. В таком случае мы проводим гидроразрыв, – объясняет директор ГПУ «Шебелинкагаздобыча» Юрий Фесенко.
За год на территории Харьковской области газодобывающими компаниями проводится в среднем до 10 гидроразрывов. Они позволяют почти в пять раз увеличить продуктивность старых скважин.
Процедура эта технически довольно сложная, особенно, если речь идет не о традиционном газе, а о газе плотных песчаников, которые залегают на глубине от трех с половиной до пяти километров. На эту глубину бурится скважина, в нее спускается многоколонная конструкция, которая цементируется специальным сверхпрочным составом. В эти скважины под большим давлением закачивается фрекинговая смесь. На 99% это – вода и песок, 1% - химические реагенты, которые подбираются в соответствии с особенностями грунта. Этот состав каждый раз другой – в зависимости от породы – но список его у Шелл всегда с открытым доступом.
- Сначала делается мини-гидроразрыв, пробный. Специалисты смотрят, как порода трескается, производятся математические расчеты, рассчитываем, какое нужно создать давление, сколько воды закачать, какие реагенты добавить – и на основании этого делается проект большого гидроразрыва, - описывает процедуру Сергей Кривуля.
Под давлением воды образуется горизонтальная микротрещина, по которой газ перетекает из дальних концов пласта в скважину.
Специалисты газовой отрасли в один голос заявляют: отказаться от этого метода нельзя, да и не нужно – ведь добыть газ из труднодоступных мест другим способом невозможно. А поэтому метод гидроразрыва в мировой газо- и нефтедобывающей отрасли будет использоваться все чаще".
***
Уважаемые читатели! Вы можете задать специалистам «Шелл» свой вопрос по телефону горячей линии «Шелл»: (044) 205-00-15. Горячая линия работает без выходных с 09:00 до 18:00. Звонки со стационарных телефонов в пределах Украины бесплатные.
Пишите специалистам по связям с местными громадами «Шелл» Валентине Гековой по адресу valentina.gekova@shell.com и Ивану Мукомелу по адресу Ivan.Mukomel@shell.com.
|