Какое будущее принесет Украине нетрадиционный газ?
Уважаемые читатели! Благодарим за интерес к рубрике «Шелл» информирует». Предлагаем вашему вниманию окончание интервью декана горно-геологического факультета Донецкого национального технического университета Артура Каракозова программе «Вопрос власти», вышедшее на телеканале «Донбасс» 27 марта 2014 года.
Артур Аркадьевич, что за вещество – газ уплотненных песчаников и что он может дать Украине и, в частности, Донбассу?
Артур Каракозов: По составу это тот же природный газ. Он может использоваться как для обеспечения бытовых нужд, так и в промышленности. Если мы найдем его в достаточном количестве, то этот газ будет нам обходиться гораздо дешевле, чем газ импортный – и это главный бонус, который получит страна. Однако, сейчас производится только разведка и есть вероятность, что газа окажется слишком мало и его добыча будет экономически невыгодной.
Если же нам повезет, и мы начнем добывать нетрадиционный газ, то это принесет Донбассу прямую выгоду. В первую очередь – новые рабочие места. Мы видим, что компания«Шелл» четко придерживается политики брать на работу определенный процент местных жителей. Кроме того, компания будет нанимать украинские фирмы-подрядчики . Во-вторых, на базе украинских вузов Донбасса, Харькова, Киева и Ивано-Франковска планируется готовить специалистов по добыче нетрадиционного газа, включая газ уплотненных песчаниковна Донбассе и сланцевый газ, залежи которого есть на Западной Украине.
Добыча газа уплотненных песчаников возродит нашу буровую отрасль. К сожалению, за двадцать с лишним лет она пришла почти в упадок. В качестве примера можно взять геологоразведку. На момент развала Советского Союза в Донбассе только в окрестностях Донецка было 4 геологоразведочных экспедиции. Они занимались, в основном, разведкой угля. Каждая экспедиция насчитывала около 20 буровых установок. Сейчас их просто нет. Правда, свято место пусто не бывает, но даже до тех советских масштабов нам очень далеко. А вот эти работы по разведке и добыче газа, как уплотнённых песчаников, так и метана угольных месторождений вполне могут поднять буровую отрасль в нашем регионе.
Насколько безопасна добыча нетрадиционного газа в сравнении с привычными видами топлива?
Артур Каракозов: Если сравнивать с добычей традиционного газа и нефти – они одинаковы по степени безопасности добычи. Технологии бурения скважин одни и те же. Но в статьях против добычи новых видов топлива даже не упоминают, что ремонт очень многих нефтяных и газовых скважин сейчас производится при помощи того же гидроразрыва. Например,Роснефть более 70% скважин ремонтирует при помощи гидроразрыва. По Украине, к сожалению, у меня сейчас нет такой статистики, но думаю, процент примерно тот же. Хотя надо сказать, что при освоении скважин на традиционный газ гидроразрыв сразу могут не делать, но его все равно во многих скважинах сделают со временем при ремонте.
То есть, гидроразрыв применяется и при добыче традиционного газа?
Артур Каракозов: Да. Его могут проводить не сразу, а когда объем добычи падает.Гидроразрыв в этом случае реанимирует скважину. В сущности, к чему сводится добыча газа? Сделали площадку, пробурили скважину, провели работы по её освоению, добились притока газа. А потом территория рекультивируется. Когда скважина будет работать, то будет огорожена относительно маленькая территория. Буквально несколько десятков или сотен квадратных метров в зависимости от скважины. В Донецкой области ряд предприятий занимается дегазацией. Можно выехать на поля действующих шахт, там тоже пробурены скважины. Проезжая мимо кукурузного поля летом, вы эту скважину можете не увидетьили найти ее с большим трудом. Если сравнить с породными отвалами угольных шахт – компактность налицо. Тот ущерб, который наносится при установке буровой площадки, ликвидируется рекультивацией. Грунт и почву восстанавливают до первоначального состояния и его снова можно использовать в сельскохозяйственных работах.
Вообще применительно к реалиям Донбасса можно сказать, что в отличие от угольных шахт с их терриконами, шахтными водами, существующими рисками гибели шахтёров из-за обвалов и взрывов метана (к которым мы, впрочем, относимся без малейшего подозрения и неприятия) буровые технологии гораздо безопаснее и экологичнее.
Сможет ли нетрадиционный газ обеспечить энергетическую безопасность Украины?
Артур Каракозов: Сам по себе нетрадиционный газ вряд ли сможетобеспечить энергетическую независимость Украины. Но надо учитывать и скважины природного газа, которые пробурены раньше, но нуждаются в ремонте. У нас ведь существует позитивный опыт по восстановлению давно законсервированных скважин на Западной Украине, которые после ремонта дают очень хороший объем газа. При этом в отрасль разведки и добычи природного газа необходимо вкладывать деньги, чтобы обеспечить возможность бурения, исследования и поиска новых месторождений.
Разумеется, говорить об объемах возможной добычи очень рано. Ведь месторождения нетрадиционного газа только разведываются. Сейчас какой-то прогноз дадут существующие скважины, эти цифры будут уточняться, а процесс разведки новых месторождений, к сожалению, довольно длительный. Например, если брать опыт СССР, первые месторождения в Западной Сибири начали разведываться и эксплуатироваться еще в шестидесятых годах,аразведка новых месторождений идет до сих пор. Но Советский Союз тогда вышел на определенный уровень добычи, газ пошел, приобрел промышленное значение, а потом продолжили открывать новые месторождения, не давая иссякать этому газовому потоку. То же самое может произойти и в Украине, если вести целенаправленные и последовательные работы. Помимо надежды на компанию «Шелл» и западных инвесторов,государство должно задуматься о необходимости вложения средств в собственных разработчиков и производственников, которые будут заниматься изучением и геологической разведкой наших недр.
***
Уважаемые читатели! Вы можете задать специалистам «Шелл» свой вопрос по телефону горячей линии «Шелл»: (044) 205-00-15. Горячая линия работает без выходных с 09:00 до 18:00. Звонки со стационарных телефонов в пределах Украины бесплатные.
Пишите специалистам по связям с местными громадами «Шелл» Валентине Гековой по адресу valentina.gekova@shell.com и Ивану Мукомелу по адресу Ivan.Mukomel@shell.com.
|