Дети, пострадавшие от конфликта: статус – есть, гарантий – нет
Защита детей –один из стратегических общенациональных приоритетов. Именно так говорится в законодательстве Украины. Тем не менее, тысячи ребят ощущают на себе негативные последствия вооруженного конфликта на Востоке Украины.
Для создания необходимых условий поддержки таких детей 05 апреля 2017 года Кабинет Министров Украины (КМУ) принял Постановление № 268, которым был утверждён «Порядок предоставления статуса ребенка, который пострадал вследствие военных действий и вооружённых конфликтов». На практике утверждённая процедура оказалась невероятно сложной. В 2017 году только 10 детей смогли получить статус ребенка, который пострадал вследствие военных действий и вооруженных конфликтов, в то время как по предварительным оценкам Министерства социальной политики Украины более 940 тысяч детей могут претендовать на его получение.
В апреле 2018 года в Постановление № 268 были внесены изменения, которые значительно упростилиуказанную процедуру. По состоянию на начало сентября 2018 года 1665 детей уже получили такой статус, и около 35 тысячзаявлений относительно присвоения статуса находилось на рассмотрении в органах опеки и попечительства.
Итак, статус ребенка, который пострадал вследствие военных действий и вооружённых конфликтов, получить можно. Законодательная база для этого предусмотрена. Но какие льготы или гарантии следуют за получением указанного статуса?
Реальные льготы и механизмы реабилитации пострадавших детей фактически отсутствуют. В настоящий момент в Верховной Раде Украинызарегистрированы два проекта постановлений, направленные на частичное решение этого вопроса.
Проект постановления №8254 от 10.04.2018 г.«О некоторых вопросах социальной защиты детей, пострадавших в результате военных действий и вооружённых конфликтов» поручаетКМУ внесение на рассмотрение Парламента проект закона относительно дополнительных социальных гарантий для пострадавших детей. Под дополнительными социальными гарантиями подразумеваетсяпредоставление одноразовой компенсации за вред,причинённый здоровью, ежегодная помощь на оздоровление, льготы по бесплатному проезду, бесплатноеоздоровление, внеочередное обеспечение местами в дошкольных учреждениях образования и т.д.
Проект постановления № 8546 от 03.07.2018 г.«Онеотложных мерах по организации оздоровления и отдыха детей, пострадавших в результате военных действий и вооружённых конфликтов».
Оба проекта постановлений включены в повестку дня девятой сессии Верховной Рады Украины восьмого созыва. Однако, как показывает практика, не все проекты,включённые в повестку дня, рассматриваются на соответствующей сессии.
В Донецкой области из средств областного бюджета родителям (законным представителям) пострадавшихдетей выплачивается одноразовая денежная помощь. Выплата указанной помощи предусмотрена «Порядком предоставления в 2018 году единовременной денежной помощи детям, получившим статусребенка, пострадавшего в результате военных действий и вооружённых конфликтов на территории Донецкой области, за счет средств областного бюджета», утверждённымраспоряжением главы облгосадминистрации, руководителя областной военно-гражданской администрации от 17 апреля 2018г.. № 493 / 5-18.
Однако, какие-либо другие выплаты или льготы пострадавшим детям в настоящее время не предусмотрены.
Следующим проблемным вопросом является получение статуса детьми, которые получили физическуюили психологическую травму на неподконтрольной Правительству Украинытерритории. Поскольку документы, выданныена неподконтрольной Правительству Украины территории, являются недействительными, то для получения статуса представителям детей придётся собирать все необходимые документы на подконтрольной Правительству Украины территории, а значит, проходить через дополнительные бюрократические процедуры, а порой и снова подвергать ребёнка травмирующим воспоминаниям.
На практике также возникают ситуации, когда один из родителей ребёнка обращается в службу по делам детей с заявлением о предоставлении статуса, а другой родитель возражает против этого. На сегодняшний день законодательство не содержит прямой нормы относительно порядка действий представителей уполномоченного органа в таком случае.
Пристальное внимание к теме защиты детей как со стороны законодателя, так и со стороны общественности вселяет надежду, что в скором будущем описанная ситуация может измениться. Несмотря на то, что процесс предоставления статуса проходит не без шероховатостей, обращаться к уполномоченным органам за его получением можно и нужно, ведь надлежащая реабилитация бесспорно является залогом будущего пострадавших детей.
Норвежский совет по делам беженцев, в свою очередь, подчёркивает необходимость разработки законодателем нормативного акта, предоставляющего реальные льготы и гарантии пострадавшим детям. При этом, такие льготы должны быть основаны на анализе потребностей детей и направлены, в первую очередь, на их физическую и психологическую реабилитацию.
Консультацию и правовую помощь по вопросам, связанным с реализацией прав внутренне перемещенных лиц и лиц, которые пострадали вследствие конфликта, можно получить в центрах правовой помощи Норвежского совета по делам беженцев, которые находятся по адресам:
пгт Станица Луганская, ул. Центральная, 30;
г. Краматорск, ул. Катеринича, 13;
г. Северодонецк, ул. Федоренко, 10
или по телефону «горячей» линии: 0 800 302 007 (бесплатно со стационарных и мобильных телефонов).
Информирование, консультирование и правовая помощь на Facebook: https://www.facebook.com/ua.nrc.no/
Все услуги Норвежского совета по делам беженцев предоставляются бесплатно.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. За содержание публикации ответственность несет исключительно Норвежский совет по делам беженцев, и она ни в коей мере не отражает официальную точку зрения Европейского Союза.
|